Велосипедные поездки по России

Велосипедные поездки по России

Два похода выходного дня «между двух бетонок»

Апрель-май, 2017 год

Нитка маршрута:

  • 19.04.2017:

    Белые Столбы - Данилово - Шишкино - Столбищево - Мещерское - Троицкое - Талалихино - Добрыниха - Вельяминово (на схеме красная линия).

  • 07.05.2017:

    Домодедово - Взлётная - Лямцино - Житнево - Добаново - Татариново - Михнево - Ольгино - Чирково - Талеж - Давидова пустынь - Чехов (на схеме синяя линия).

Километраж: 55 + 105 км



Эти две поездки я объединил на одной странице из-за того, что обе они были направлены на изыскание дорог между двумя железнодорожными направлениями - Курским и Павелецким, в обход главных, но очень загруженных кольцевых бетонок А107 и А108, известных также как Малое и Большое Кольцо.
Первую поездку я совершил в качестве тренировки перед открытием сезона клуба "Караван", которое должно было состояться на озере Ковязское в предстоящие выходные. Заодно хотелось посмотреть состояние грунтов в полях и в лесу, чтобы подобрать соответствующую обувь. Погода была не самая благоприятная, так как было довольно холодно (в лесу, например, лужи были покрыты льдом), а также дул сильный северо-восточный ветер.

Первым препятствием на пути, после выезда из пос. Белые Столбы, стало поле: его надо было пересечь, чтобы попасть в село Данилово, откуда начиналась хорошая дорога (фото 1). Несмотря на открытую поверхность и наличие грунтовой дороги, ехать удалось не везде из-за избыточной влажности почвы - заднее колесо проваливалось и пробуксовывало. В Данилово начался плохонький асфальт, который привёл меня к развязке с трассой "Дон" (фото 2). Это шоссе вывело меня на Каширку, по которой я проехал на юг полкилометра, после чего повернул направо, в Шишкино, где был немного удивлён наличием работающего светофора. Далее хорошая дорога заканчивалась, и после выезда за околицу и преодоления небольшого оврага, началось большое кукурузное поле с хорошо укатанной грунтовкой. Здесь, в отличие от предыдущего поля, не было ни грязи, ни луж - оно находилось на возвышенности (фото 3). Преодолев этот небольшой горб, дорога вывела меня к дамбе у д. Минаево, благодаря которой речка Злодейка образовала большое озеро (фото 4).

фото 1 Поле между селом Данилово и Белыми Столбами
фото 2 Подъехал к мосту через трассу М4 "Дон"
фото 3 Дорога идёт по кукурузному полю
фото 4 Плотина у деревни Минаево

После озера дорога пошла вверх, постепенно ухудшаясь, и я выехал к опушке леса, где начиналась просека ЛЭП в сторону СНТ Столбищево (фото 5). Мне повстречался местный дед, который шёл с большой корзинкой (фото 6) - оказывается, здесь, в лесу, полно грибов - по словам деда, вчера он набрал пол-корзинки сморчков! Заодно он показал мне дорогу на Столбищево, хотя я и сам знал её. Правда, ехать верхом тут было невозможно: колея была сильно разбита квадроциклами, кругом были лужи, покрытые тонким льдом, густой подлесок и грязь (фото 7). Таким образом, пешком, прыгая с кочки на кочку, я добрался до дачного посёлка (фото 8), где беспрепятственно проехал через калитку и стал выбираться на асфальт, к автомобильному выезду.

фото 5 Начало просеки под ЛЭП у СНТ Столбищево
фото 6 Местный дед вышел по грибы
фото 7 Дорога по просеке сильно разбита квадроциклами
фото 8 Подъехал к Столбищево

Первоначально у меня была мысль срезать путь от Столбищево на Сидориху - через лес. От дороги на Мещерское (фото 9) на карте была обозначена просека. Но когда я доехал до места предполагаемого поворота налево, я понял, что проехать тут вообще нереально - всё было в лужах и грязи, а объехать через лес не давала густая поросль (фото 10, 11). Как известно, для велосипедиста семь вёрст - не крюк, поэтому я поехал прямо, тем более что асфальт был ровным, шоссе - пустынным. А кругом - шикарный хвойный лес, в котором я даже сделал остановку, чтобы перекусить бутербродом с чаем (я брал с собой термос). Кстати, мне даже удалось найти несколько сморчков, которые росли прямо под ногами возле места перекуса.
В Мещерском я немного ошибся с треком - проложил его через территорию психбольницы. Чтобы не нарушать покой душевноблоьных, пришлось сделать небольшой крюк по довольно пересечённой местности (фото 12), после чего я выехал на уже знакомую дорогу в сторону Столбовой. Здесь я проезжал в 2013 году, когда ездил на закрытие сезона в Никоново.

фото 9 Из Столбищево в сторону Мещерского идёт ровная и пустынная дорога
фото 10 Зато лесные дороги, идущие перпендикулярно шоссе, оказались полностью непроезжими
фото 11 Здесь - то же самое
фото 12 Витиеватый разворот дороги в Мещерском - с резким спуском и крутым подъёмом

После поворота на Троицкое, по пустынной, но неплохого качества дороге, я поехал в сторону Добрынихи. По этому шоссе я проезжал лишь однажды, когда возвращался из Никоново. Странно, но тогда я проскочил мимо памятного места у села Талалихино (фото 13): во время войны, точнее, 7 августа 1941 года, здесь упал самолёт, на котором знаменитый лётчик Талалихин совершил не менее известный ночной таран фашистского бомбардировщика (фото 14). Сам лётчик на парашюте приземлился на 4 км восточнее - у современной деревни Мансурово. Там тоже есть памятник, но я туда не поехал, т.к. это расстояние пришлось бы преодолевать по грязи, а времени до вечера оставалось не так много. Вместо этого я быстро доехал до перекрёстка у села Добрыниха (фото 15), повернул налево и, преодолевая нешуточный холодный встречный ветер, стал пробираться к селу Вельяминово (фото 16).

фото 13 Населённый пункт Талалихино - место знаменитого воздушного тарана
фото 14 Памятный знак у предполагаемого места падения самолёта
фото 15 Перекресток на трассе А-112 у села Добрыниха
фото 16 Выехал на Каширское шоссе у Вельяминово

Чтобы не делить трафик со множеством машин, я не стал выезжать на Каширское шоссе, а поехал через само село (фото 17), заодно осмотрев церковь Преображения Господня (фото 18). По этому пустынному шоссе мне надо было проехать через весь населённый пункт и пересечь трассу на южном выезде из села. Правда, никаких пешеходных переходов и светофоров здесь не было, и мне пришлось ловить момент, когда поток машин снизится, чтобы перебежать на другую сторону. Далее, после пересечения трассы М4 "Дон" (фото 19), оставалось лишь спуститься с моста (фото 20) и доехать до железнодорожной станции Вельяминово (фото 21).

фото 17 Дорога через село Вельяминово
фото 18 Церковь Преображения Господня в Вельяминово
фото 19 Вид на трассу М4 с моста у дер. Ртищево
фото 20 Деревня Ртищево
фото 21 Платформа Вельяминово Павелецкого направления

Вторая поездка состоялась на две недели позже. Её инициатором стал Андрей Тимошенко, который предложил прокатиться по этому маршруту. Правда, изначально часть пути он хотел проехать по бетонке, но я его отговорил - дорога узкая, слишком много машин, ну её... Вместо этого я предложил прокатиться по более живописным, но менее загруженным дорогам и грунтовкам, а также посетить интересные места по пути, такие, как, например, Талеж.
Маршрут начинался у станции Взлётная, куда Андрей доехал на электричке, а я - своим ходом. Сегодня ветер нам благоприятствовал, т.к. дул с северо-востока, что позволило нам взять хороший темп - ехали практически без остановок, через Востряково, Лямцино, Житнёво, Шахово. После Шахово я предложил Андрею немного разбавить асфальтовую езду грунтом: он согласился, и мы повернули налево, к пруду у села Лобаново (фото 22). Приятно было увидеть, что возведённый ранее забор, окружавший лес на противоположном берегу, сейчас отсутствовал - значит, стройки здесь не будет, и это красивое место не испоганят новым дачным посёлком.
Около моста в Лобаново есть хороший родник, поэтому сделали ещё одну остановку, чтобы освежить запасы воды (фото 23). Андрей решил не менять московскую воду и дожидался меня у обочины (фото 24). Теперь уже нас ничего не могло остановить, и мы двинулись в сторону Михнево - через сёла Гальчино, Сырьево, Татариново, Проскурниково и Константиновское. Тем временем погода начала портиться: с запада подползала туча, которая постепенно закрыла солнце, стало заметно прохладнее и менее уютно. Радовала только прекрасная тихая дорожка, которая началась после пересечения трассы М4 и петляющая по лесу вдоль речки Каширки. Также не было проблем и с грунтовыми участками: после деревни Ольгино дорога пошла вдоль опушки леса, вполне проезжая, кроме, пожалуй, пары сотен метров, где была разбита квадроциклами (фото 25).
После деревни Сумароково дорога улучшилась, и уже по асфальту мы вкатились в село Чирково, где я отоварился продуктами в местном магазине. Отъехав от села до леса, устроили небольшой перекус у начала просеки, после чего выехали к селу Талеж. Многим оно известно своими святыми источниками, но здесь также есть храм Рождества Пресвятой Богородицы в прекрасном состоянии (фото 26), а также подворье Вознесенского Давидова монастыря, куда мы отправимся позднее.

фото 22 Пруд у с. Лобаново: вид на юго-восток
фото 23 Родник у моста на р. Северка у села Лобаново
фото 24 Андрей ждёт меня на дороге
фото 25 Проезжаем грунтовый участок между Ольгино и Сумароково
фото 26 Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Талеже

А пока - небольшая остановка у святого источника - я специально взял с собой две двухлитровых бутылки, чтобы привезти домой воды. Поскольку вход на территорию с велосипедами запрещён (фото 27), мы поочереди сходили к роднику, чтобы не оставлять велосипеды на произвол судьбы. Андрей здесь был в прошлом году, а я - в 2001-м, поэтому подзабыл это место (фото 28 - 30).

фото 27 Вход на территорию Давидова источника
фото 28 Памятный камень
фото 29 Дорожка, ведущая к источнику
фото 30 Церковь преподобного Давида Серпуховского, за ней - звонница

После выезда из Талежа мы направились к Давидовой пустыни - монастырю, который основал преподобный Давид в 1515 году. Для этого мы свернули с трассы в сторону Попово, за которым находится ещё один интересный храм - Александра Невского (фото 31). Здесь дорога спустилась к другой реке - Лопасне, вдоль которой мы некоторое время ехали, пока асфальт не закончился пешеходным мостиком через глубокий овраг. Кратчайший путь, запланированный через дамбу, найти не удалось, и нам пришлось подниматься по тягуну в объезд этого оврага, до асфальта, идущего в село Баранцево. Дорога закончилась пешеходным мостом через Лопасню, похожим по конструкции на железнодорожный (фото 32). После моста - короткий, но крутой подъём на высокий берег Лопасни по лестнице (фото 33), прямо к монастырской стене, откуда открывался живописный вид на реку (фото 34) и село (фото 35).

фото 31 Храм Александра Невского в Мальцах
фото 32 Пешеходный мостик через Лопасню в Баранцево
фото 33 От мостика лестница приводит прямо к Давидовой пустыни
фото 34 Река Лопасня
фото 35 Панорама села Баранцево с высокого берега Лопасни

Наиболее заметное сооружение пустыни - это колокольня (фото 36), которую было видно издалека. Также на территории располагаются корпуса для монахов, несколько храмов и другие постройки (фото 37, 38), изучением которых мы не занимались, поскольку внутрь не входили - режим монастыря запрещает фотосъёмку, ну и с велосипедами тоже вход не разрешён. Короткая, не более трёх минут передышка на площади перед въездными воротами - и снова в путь, теперь уже к финишной точке, городу Чехов. Дорога ничего интересного не представляла - обычное шоссе с приличным трафиком, т.к. оно проходит по индустриальным районам Чехова, и к тому же соединяет трассу М4 с городом. Сократить дорогу по старому переезду не удалось, поэтому поехали в объезд, сделав приличный крюк. Электричка ушла прямо из-под носа, хорошо, что следом за ней шла чеховская - мы спокойно вошли и расположились в вагоне. Я поехал до Подольска, а Андрей - до Царицына.

фото 36 Колокольня: дата постройки - 1845 год
фото 37 Давидова пустынь: настоятельский корпус, храм Успения Пресвятой Богородицы и собор Спаса Всемилостивого
фото 38 Вид на монастырь со стороны главного входа
  Просмотр карты в отдельном окне
© Виктор Демидов