Иллюстрированный рассказ о велопоходе
Предисловие
Всё-таки хорошая это вещь – топографическая карта! Развернешь ее, расстелешь на полу - и начинаешь путешествовать. И всё так здорово получается – вот сейчас ты тут, завтра – там: карта плоская, гладкая, красиво нарисованная… Но в реальности получается не так хорошо, как хотелось бы. Как говорится, «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Но обо всем по порядку.
Я давно уже планировал совершить это путешествие – по местам, где жили мои бабушки и дедушки – но всё откладывал в долгий ящик. Свободное время, выкраиваемое из короткого отпуска, отводилось на Крымские походы. А поскольку в этом году планы на Крым остались «в тумане», я решил во что бы то ни стало проехаться по Центральной России: начать с родины бабушки – Михайловского района Рязанской области и закончить на родине отца, в Орловской области. Таким образом, надо было проехать по четырем областям: Московской, Рязанской, Тульской и Орловской и преодолеть около 400 километров.
Маршрут переделывался неоднократно; ползая по карте, я пытался сократить километраж до минимума, убрать по возможности крупные автомагистрали, но всё-таки старался ориентироваться на дороги с твердым покрытием. Ведь Россия – это не Крым, дожди и распутица здесь могут здорово омрачить поездку по грунтам. Чтобы сэкономить время и силы, наиболее загруженную часть пути, до Узуново, решил проехать на электричке. Из Орла я также планировал уехать на электричках – сначала до Тулы, а потом от Тулы до Подольска, так как прямых электричек (кроме экспресса до Москвы) от Орла нет. День отъезда откладывался до последнего, и был назначен на 23 июня, с таким расчетом, чтобы уложиться в последние 5 дней отпуска.
23 июня
Электричка на Узуново уходила со станции Домодедово в 4:50 утра. Это была первая электричка, удобная тем, что отправлялась она от конечной станции Домодедово. Из-за поздних сборов я, после двух часов сна, приехал на вокзал, купил билет и сел в уже стоявшую электричку. Несмотря на то, что ехал я всего на 4 дня и 3 ночевки, поклажи у меня было, как в крымском походе. Не взял лишь чехол и спальный мешок, так как надеялся, что будет тепло, и что обратно я поеду также на электричках.
Мне предстояло провести в вагоне 2,5 часа, и я рассчитывал подремать это время, но что-то не спалось. Те немногочисленные пассажиры, которые в такую рань куда-то собрались ехать, постепенно вышли, и после Ожерелья я ехал в вагоне один. Местность за окном стала холмистой, дороги узкие и разбитые, - я без воодушевления смотрел на всё это…
Добавили беспокойства и подозрительные личности, шатающиеся по составу, и куцые платформы на два-четыре вагона, выход на которые осуществлялся из головы состава. А я ехал в хвосте… Уже начал думать, как я буду пробираться через тамбуры, и даже попробовал проехать через сцепку вагонов – получилось, руль не зацепился. Потом вспомнил, что в Узуново платформа нормальная, и дальше не пошел.
При планировании поездки я рассчитывал и от Узуново подъехать на поезде, поближе к Печерниковским Выселкам, и такая возможность была – в 7:45 был поезд до ст. Павелец - можно было доехать до станции Лужковская. Только этот план не сработал: во-первых, я утомился от езды до Узуново, а тут ещё больше часа пути; во-вторых, с утра было прохладно и я уже замёрз, хотелось согреться; во-третьих, на самой станции тёрлись какие-то тёмные личности, с побитыми лицами, в наколках, - короче, бывшие (или будущие) зэки, ищущие, чем бы поживиться в безлюдном месте – ждать еще полчаса поезд в таком окружении не хотелось; в-четвертых, как я узнал накануне, по этому направлению ходили не обычные электрички, а вагоны дальнего следования - входить и выходить с велосипедом было бы неудобно. Поэтому я решил поскорее удалиться с платформы, и быстро поднялся на пешеходный переход, сделав контрольный снимок станции Станция Узуново ранним утром, стал выбираться на дорогу.
Больше всего я переживал из-за камер, так как накануне был прокол, я поменял камеру, но через некоторое время колесо опять спустило. Сразу вспомнился прошлогодний поход по Крыму, когда камеры мы меняли каждые пятнадцать минут. Тогда я, отложив другие дела, сел клеить камеры, но, то ли я слишком торопился, то ли заплатки были некачественные – и вторая установленная камера разом спустила, как только было закачано 2,5 атмосферы. Тогда я собрал весь имеющийся запас камер, нашел все дырки и стал клеить их потоком. Потом выбрал три штуки, которые показались мне наиболее надежными, упаковал их, остальные отложил до лучших времен. Возня с камерами отчасти была причиной моего короткого сна.
…Отъехав пару километров от посёлка, я на свой страх и риск (а вдруг заплатку сорвет?) решил подкачать колеса, и тут обнаружил, что и насос доживает последние дни – качал он плохо, но, тем не менее, мне удалось создать нужное давление. На моё счастье, ветер был задне-боковым, я быстро доехал до основной дороги и повернул направо, на Серебряные Пруды. Здесь уже было вполне приличное шоссе, узковатое, конечно, но с малым количеством машин. Ветер по прежнему подталкивал меня в спину, а после моста через ж/д ветку на Рязань
Дорога на Серебряные Пруды начался продолжительный спуск к реке Осетр
Река Осётр – здесь мне удалось разогнаться до 45-50 км/ч.
Городское поселение Серебряные Пруды (так официально называется этот населенный пункт) начиналось сразу после моста через Осетр – на первый взгляд довольно симпатичную реку. Сам город не произвел впечатления, удивило лишь присутствие на улицах полицейских, регулирующих движение, в основном почему-то женщин. Поселок быстро закончился, и дорога выскочила на поля. Солнце уже начало припекать, я остановился, снял рубашку с длинными рукавами и заменил батарейки в навигаторе.
Через 5 километров я доехал до развязки с Волгоградкой: шоссе тоже было узким Трасса на Волгоград (полоса туда – полоса обратно), только трафик здесь был гораздо интенсивней – много грузовиков и фур, несущихся с бешеной скоростью. А прямо была дорога на Кимовск (не обозначенная на карте, и, если бы мне не надо было ехать в Печерниковские Выселки, то она здорово сократила бы путь).
Въезд в Рязанскую область Пересекаю границу Рязанской области, как я и предполагал, ознаменовался резким ухудшением качества дорожного полотна: вместо хорошо укатанного, ровного асфальта началась разбитая бетонка, кое-где (наверное, в самых разбитых местах) наспех закатанная полосками асфальта. Гудящие сзади фуры так сильно прижимали меня к краю дороги, что приходилось съезжать на обочину, чтобы пропустить вереницу большегрузных машин. Внезапно проснувшийся червячок всё чаще напоминал мне о том, что пора бы его заморить, ведь с четырех утра я толком ничего не ел. Наконец перед поворотом на Михайлов появились точки общепита, и я решил сделать перерыв на перекус.
Купив в палатке два пирога с капустой и бутылку Колы, я присел за столик, и только тут почувствовал, какой силы был ветер, который подгонял меня всю дорогу – крышку от бутылки сдувало со столика, не говоря уже о салфетках. За пятнадцать минут сидения на ветру я уже стал замерзать, и, не в силах запихнуть в себя второй пирожок (они оказались громадными, чтобы съесть оба), упаковал его в рюкзак и поехал дальше.
Перекресток с трассой Тула-Рязань я застал в стадии реконструкции: там делали эстакаду, движение было ограничено. Дорога по-прежнему оставляла желать лучшего. К плохому покрытию добавились ещё и холмы. Я с нетерпением ждал, когда же я доеду до съезда на Печерниковские Выселки (он был показан на карте), и вроде бы достиг его, только никакой дороги влево, на Выселки, не было… Я остановился, стал вглядываться в расстилающиеся поля – нет даже намёка на дорогу! А на карте она есть! Такие непонятные места я обычно проверяю по космоснимкам на сервисе Google.Maps, но, к сожалению, этого и многих других мест по моему маршруту на Гугле не представлено, а по снимкам низкого разрешения невозможно было определить, где асфальтовая дорога, и где грунтовка.
Пришлось ехать прямо, по М6 - по горбам, то и дело съезжая на обочину и с ужасом представляя, как мне придется преодолевать эти 15 километров обратно, да ещё против ветра!
Преодолев три горба, я, наконец, увидел поворот Поворот на Печерниковские Выселки на Печерниковские Выселки – родное село моей бабушки по материнской линии. Правда, её семья жила тут очень давно, до войны, и вряд ли я смог бы найти их дом. Село маленькое, зато на противоположном берегу крохотной речки стояла красивая церковь – туда я и направился.
GPS пока меня не подводил – я точно следовал по проложенному дома курсу. И здесь он точно показал мне поворот. Одного только не мог показать мне навигатор – покрытия дорог, которое после поворота оказалось грунтовой колеей. Прошедшие накануне дожди здорово пропитали жирную почву, и на подъеме к церкви меня занесло – едва успел отщелкнуть педали – и накрутило на колеса пару килограмм грязи. Пришлось часть дороги пройти пешком.
Церковь находилась на реставрации – снаружи её уже привели в божеский вид Церковь Николая Чудотворца в Выселках, а внутри всё было черно и голо. Я проехал немного дальше, чтобы поискать потерянную дорогу с другого конца, и доехал до точки пересечения с якобы асфальтом. Ничего подобного: вместо асфальта – грунтовка, изрядно заросшая травой Вид на церковь с севера. Справа видна старинная дорога из булыжника - почтовый тракт Пронск-Михайлов.. Забегая вперед, скажу, что, когда я ехал обратно, я всё же нашел другой конец дороги – это была та же грунтовка через поля. Но, несмотря на сделанный крюк в 30 километров, я остался доволен посещением этой забытой Богом деревушки: необъятные поля, пахнущие душистым разнотравьем; холмы и перелески; необычайно свежий воздух, с напором ветра наполняющий лёгкие; какое-то непередаваемое спокойствие и умиротворенность так поразили меня, что уезжать не хотелось. Я стоял, как зачарованный, и впитывал всеми органами чувств эту благодать, стараясь впитать её как можно больше…
Тем не менее, надо было ехать. Обогнув церковь с другой стороны, я ещё раз окинул взглядом село Панорама села, и начал спускаться к речке, заблаговременно спешившись перед грязью. Потом подъехал к пруду, огляделся, сфотографировал панорамку Вид на озеро и уже окончательно двинулся в сторону трассы. Первое ключевое место моего путешествия было пройденным. Теперь меня ждала долгая дорога на Орловщину, и уже можно было подвести некоторые итоги. Итог первый – слишком напряженный график – я опять переоценил свои силы, и, если бы не попутный ветер, то вряд ли бы я так быстро смог доехать до Выселок. Сейчас, когда я повернул обратно к Михайлову, навстречу ветру, скорость моя упала до 12 км/ч в среднем. Даже на спусках приходилось крутить педали, не говоря уж о подъемах. Больше всего я опасался судорог в икроножных мышцах – если сведет ногу, это уже не езда. Поэтому при болезненных ощущениях я снижал скорость до минимума. Итог второй – местные грунтовые дороги после дождей НЕПРОХОДИМЫ. У меня же в запланированном треке были довольно большие куски грунта, поэтому пришлось на скорую руку переделывать маршрут. Но об этом позже, сейчас всё было, как задумано. Главное сейчас – добраться до Михайлова, а после него дорога повернет на юго-запад, и станет легче крутить.
Поворот на Михайлов не был обозначен, вместо этого стоял указатель на Голдино, и отсюда же ещё одна дорога уходила вправо - туда я и повернул, поскольку трек показывал это направление. Шоссе узкое, и мне приходилось каждый раз, когда сзади приближалась машина, съезжать на обочину. Здесь я опустился на самую низкую точку всего похода - 124 м н.у.м. - это был мост через реку Проня.
Михайлов можно было назвать городом с большой натяжкой, скорее, это большая деревня с большинством деревянных изб, только ближе к центру стали появляться капитальные дома в несколько этажей. Удивительно также, что таблички с названиями улиц напрочь отсутствовали, и только благодаря навигатору я добрался до центральной площади с вездесущим памятником вождю мирового пролетариата. Памятник тоже оказался каким-то невзрачным – больше подходящим для какого-нибудь небольшого парка, чем для главной площади города.
К площади через реку Проня ведет пешеходный мост Пешеходный мост в Михайлове. Река не очень живописна из-за обилия водорослей и заросших берегов Река Проня. Здесь же, рядом с площадью, находился рынок. Я стал бесцельно шататься вдоль торговых рядов, пытаясь понять, что же мне тут нужно. Наконец я увидел тётку, торгующую квасом, и решил выпить кружку. Квас мне понравился, и я залил еще литр в опустевшую бутылку из-под Кока-колы. Тут очень кстати пришло СМС-сообщение от «Билайна» – несколько звонков по межсетевому роумингу съели почти все деньги со счета. После долгих поисков мне удалось найти терминал для оплаты мобильной связи, иначе эта связь могла прекратиться до следующего крупного города. (Надо попутно заметить, что, путешествуя в одиночку, я испытывал определенные неудобства, в частности, я не мог оставлять велосипед на улице при посещении магазинов, из-за чего пользовался в основном уличными палатками).
После 40-минутного пребывания в славном городе Михайлове с его чудесным квасом я, немного восстановив силы, двинулся дальше, пересёк железнодорожную ветку и покатился по неплохому шоссе в сторону Тулы. Здесь машин было меньше, но и дорога ýже Дорога Тула - Рязань, поэтому при приближении сзади фуры или большого автобуса, при наличии встречного транспорта, приходилось съезжать с дороги на обочину. Профиль дороги стал более ровным, ветер дул с боку – ехать можно.
В Стрелецких Выселках Церковь Николая Угодника в Стрелецких Выселках опять проснулся червяк (еще бы – третий час дня!), поэтому, увидев впереди березовые посадки, я решил остановиться на обед. Удивительно, но, отмахав почти сотню километров, я не чувствовал сильной усталости, и, главное, судорог икроножных мышц. Наличие аппетита также говорило о нормальной нагрузке. Продуктов я набрал на всю дорогу, и сейчас решил избавиться от крупногабаритных и скоропортящихся запасов. Потратив 45 минут на еду и отдых, я поехал дальше.
На стыке областей Рязанской и Тульской Граница Рязанской и Тульской областей , как и следовало было ожидать, опять ухудшилось покрытие дороги. Поэтому сильно разгоняться не пришлось, да и не хотелось. Солнце припекало, жажда донимала, квас уже кончился, оставалось немного теплой воды, которую я вез от самого дома. Я надеялся, что при подъезде к Пронскому водохранилищу Пронское водохранилище будет спуск, но вместо него меня ждал приличный торчок, да ещё при встречном ветре. И только к плотине шёл крутой, но короткий спуск, после которого – затяжной тягун Плотина Пронского водохранилища.
После объезда водохранилища дорога стала выполаживаться, ехать становилось легче. Воду приходилось экономить, поскольку населенные пункты, если и попадались по дороге Дорога на Кимовск, находились в стороне, и не хотелось тратить время на заезд. Только в Кимовске я заехал вглубь города, чтобы пополнить запасы воды. Кстати, нашел фамильную минеральную воду «Демидовская» - по вкусу так себе, но пить можно. Также для восстановления водно-солевого обмена купил бутылку пива, которую распил в городском парке, у мемориала погибшим воинам Танк Т-55 установлен в честь погибших воинов Аллея героев. Используя образовавшуюся короткую передышку, стал кумекать по поводу дальнейшего маршрута. Ехать, как было запланировано, через карьеры и шахты, учитывая местное бездорожье, что-то не хотелось. Также было непонятно с предстоящим местом ночевки: я его запланировал на реке Дон, но меня смущал тот факт, что дорога давно заброшена и непонятно, что там с мостом… Допив бутылку, я решил не связываться с неизвестными дорогами, и поехал по нормальному асфальту.
Получалось немного дальше, но зато можно было заночевать на большом Кимовском водохранилище. Трека у меня не было, но он был и не нужен, тем более что основные точки были забиты в навигаторе, в том числе и водохранилище.
Солнце клонилось к закату и уже не так пекло, езда стала более комфортной, и даже не верилось, что за спиной более 140 километров. Я всё ближе и ближе подъезжал к озеру, но странно, что оно нигде не просматривалось, кругом – только поля и перелески. Наконец я увидел левый поворот к Кимовскому рыбхозу, и повернул туда. Озеро находилось буквально в трехстах метрах от дороги, но его не было видно из-за деревьев и профиля местности. Озеро большое, почти круглое в плане, посредине можно было разглядеть небольшой остров Кимовское водохранилище. У местного рыбака я получил исчерпывающую информацию о местности, озере, рыбе; также я узнал грустную новость – ночевать на озере было запрещено. Подъехав к озеру с юга, к плотине, я с помощью бинокля долго разглядывал берега – всё поросло камышом, к воде не подойти, с запада заболочено, с востока – открытое поле, по которому ползал трактор, - в общем, ночевать здесь негде Вид на водохранилище с плотины. У меня в запасе было еще два часа светлого времени, и ничего не оставалось делать, как ехать дальше…
А дальше меня встретил старинный городок Епифань Въезд в Епифань, с ветхими домишками, но с храмом, который находился на реставрации Никольский собор в Епифани, и даже музеем с огромным висячим замком на дверях. Здесь, перед храмом, находилась главная развязка дороги: левая шла на Куликово Поле, правая – на Богородицк. Я повернул направо. Да, такой дороги, с позволения сказать, я не встречал давно… Она напоминала больше полигон для испытания автомобилей – яма на ухабе, места ровного нет! Приходилось выписывать жуткие вензеля, чтобы не «убраться» - так я спустился к мосту через реку Дон Река Дон.
Река перед мостом была завалена камнями, образующими небольшую запруду Местный рыбак. Ночевать здесь, прямо в городе, мне не хотелось, и я поехал дальше. Какой-то неосознанный страх перед грядущей ночевкой гнал меня всё дальше и дальше, я постепенно начал терять контроль над самим собой. Стараясь взять себя в руки, я стал подыскивать место ночевки, но, как назло, ни одного приличного места не встречалось, всё какие-то кусты и кочки. Вот вроде бы слева появилась небольшая рощица, и даже есть съезд с дороги: съехал, проехал сотню метров, но места так и не нашел – под деревьями был густой подлесок, травища, и к тому же полчища слепней, которые набрасывались на меня, стоило было только остановиться. Опять выехал на шоссе. Через пару километров заметил справа среди чистого поля группу деревьев, туда же шла разбитая дорога. Чтобы не ходить зря на разведку, достал бинокль и стал разглядывать предположительное место ночевки – вроде бы нормальное, осталось преодолеть каких-то сто метров по полю, заросшему до колен травой Место первой ночевки. Под деревьями был небольшой пятачок, на котором смогла поместиться моя палатка. Ветки деревьев, спускаясь почти до земли, образовывали нерукотворный шатер, так, что ни с шоссе, ни с боковой дороги я не привлекал внимания Место посреди поля достаточно укромное. С другой стороны, мне было видно вокруг всё. Вооружившись биноклем, я исследовал близлежащие посадки – там виднелись какие-то строения, доносился лай собаки. По карте это должно быть МТФ.
Чтобы не тратить попусту времени, я установил палатку, разгрузил велосипед и всё имущество затащил внутрь. В палатке было жарко, да ещё руки после двенадцатичасового пребывания на солнце горели, как будто их ошпарили кипятком. Поэтому я открыл оба входа, оставив лишь сетку, чтобы не донимали комары, и попытался поужинать.
Перегрузка дала о себе знать – аппетит пропал, поэтому приготовил бульон и чай. Часть пирожка с капустой тоже пошла в дело. Теперь надо попытаться заснуть, но мне всё время казалось, что вокруг кто-то ходит. Я даже вышел из палатки, осмотрел всё вокруг – никого… То ли птицы издавали такой шум, то ли глюки – я так и не понял.
Итог первого дня пути: преодолено 176 километров, чистое время езды – 9 ч 38 мин.
24 июня
Хоть я и поставил будильник на восемь часов, проснулся гораздо раньше – птицы своим чириканьем и посвистыванием разбудили меня на рассвете. Ночью я подзамерз, и только из-за собственной безалаберности – вечером я не полностью закрыл сетку. К тому же из-за солнечного ожога у меня был небольшой озноб. Несмотря на это, выспался я нормально. Быстренько приготовив себе чаю, я согрелся, ещё подремал с часок, и уже окончательно встал около шести. Позавтракал прямо в палатке, собрался и в половину восьмого уже вышел на дорогу.
Главной сегодняшней достопримечательностью был город Богородицк - тихий старинный городок, с шикарным парком и дворцом, стоящим на высоком берегу запруженной речки Уперты. А пока я ехал по пустынному шоссе Дорога среди полей... через шахтерские поселки Романцево и Бегичевский Местные «горы» - терриконы угольных шахт. Шоссе ровное, покрытие хорошее, ветер тоже куда-то подевался. День обещал быть жарким. Чтобы окончательно не сгореть, пришлось ехать в рубашке с длинными рукавами – жарко, да ничего не поделаешь.
В начале десятого я добрался до Богородицка. Прямо от шоссе начиналась аллея парка, ведущего к усадьбе Бобринских, отгороженная от остального мира железным забором и воротами Вход в усадьбу Бобринских. Парк ухоженный, чистый; дорожки посыпаны свежим гравием. Слева от центральной аллеи – действующая церковь Казанской иконы Божией Матери – там идёт служба церковь Казанской иконы Божией Матери. Я вошел через въездную башню Въездная башня и попал во внутренний двор усадьбы, в глубине которого находился собственно дворец Восточный фасад дворца. Сам дворец, также как и церковь, и въездная башня были в отличном состоянии, даже трудно было поверить, что во время войны бо?льшая часть дворцового ансамбля была разрушена.
Через дырку в заборе я попал к западному фасаду дворца, отличавшемуся от восточного входа с колоннами полукруглым выступом, расположенным посредине здания Западный фасад дворца. Самое интересное, что каждое из окон было обращено к соответствующей улице на противоположном берегу пруда, то есть улицы были как бы лучами, расходящимися от окон дворца. Центральное окно смотрело на улицу с названием? – правильно, Ленина Вид на ул. Ленина. От входа полукругом спускались две лестницы, сливаясь в одну, потом еще каскад лестниц – спуск к озеру Выход к озеру. У местного парня, убиравшего мусор после выпускного вечера, я узнал, что недалеко есть родник, поехал было к нему, но, увидев новенький пешеходный мостик Пешеходный мост через пруд, решил сразу переехать на другую сторону и купить пива, заодно сфотографировать дворец с другой стороны пруда. Мостик вывел меня на некоторое подобие набережной. Да, если бы здесь сделать нормальную набережную… а то какие-то чугунные обломки и разбитая асфальтовая дорожка.
Пиво и воду я купил неподалеку, в палатке на улице Ленина, той самой, на которую я смотрел 10 минут назад от графского дома Вид на дворец с противоположного берега. Пиво употребил сразу, а воду оставил на обед. Отдохнув немного на лавочке и прикинув дальнейший маршрут, я собрался и поехал в центр, состоявший из единственной улицы Коммунаров, на которой были сосредоточены все значимые объекты города – магазины, почта, коммунальные учреждения, и т.п. Даже имелись светофоры, на одном из которых я развернулся и начал выбираться на трассу М4.
М4 вначале меня порадовала широкой боковой полосой, по которой я ехал, как граф Бобринский Трасса М4 у поворота на Куликово Поле. Но постепенно она сошла на нет, и остаток дороги до трассы «Дон» я снова ехал бок о бок с машинами. Новая трасса была шикарна: по две полосы в каждую сторону, широкая боковушка, но слишком много машин… Без особого удовольствия доехал до поворота на Волóво, повернул направо, по пути раздумывая, как ехать дальше. Дело в том, что при прокладывании маршрута, стараясь избежать оживлённых трасс, я пытался найти второстепенную дорогу с более-менее приличным покрытием. Первым вариантом был поворот на Турдей, но до него еще по трассе пилить и пилить. Вторым вариантом был как раз проезд через Волово, но по имеющейся генштабовской километровке трудно было определить, какова была дорога после него. Проверить наличие дорог в Гугле было опять-таки невозможно из-за отсутствия карт высокого разрешения. Поэтому, доехав до селаПанорама поселка Волово, я решил спросить дорогу у местных – судя по рабочим жилетам, они были то ли электриками, то ли дорожными рабочими, и должны были знать местные дороги как свои пять пальцев. Когда они узнали, куда я еду, то стали сильно сомневаться, что я вообще туда доеду. Но я всё-таки настоял на своем вопросе – они меня сначала послали обратно на трассу, на Ефремов, но потом всё же решили, что мне надо ехать через Тёплое. Я решил довериться им и не стал придерживаться трека, который уходил влево: Тёплое - так Тёплое!
Скажу сразу: этот участок, от Волово до Тёплого, меня просто убил, убил и физически, и морально. Дорога местами была просто отвратительной: выбоины, натёки, лужи расплавленного битума… Местность тоже какая-то угрюмая – убогие посадки вдоль дороги, отсутствие какого-либо жилья, прямое, как по линейке, шоссе, ни вверх, ни вниз, ни влево, ни вправо – как на велостанке… Через десять километров меня уже начало тошнить от такой езды, поэтому я решил остановиться на обед. Съехал с дороги в лесополосу, достал горелку, вскипятил воды и запарил «Доширак» – первое, что пришло в голову. Для удобства снял верхнюю часть рюкзака и сел на нее. В этом смысле разделяемый рюкзак более удобен, чем «велоштаны».
Пока суд да дело, сорок минут пролетело. Стал собираться в дорогу – что за наваждение – нет одного замка от рюкзака! Обычно я, когда снимаю верхнюю сумку, замки цепляю на подседельный ремень (чтобы не потерялись) а в этот раз сунул в карман – и вот результат: одного замка нет! Два раза прочесал траву – замок как в землю канул… Ну что делать, пришлось привязывать одну лямку узлом. Неудобно, но если не закрепить, сумка будет съезжать набок. Стал уже выкатываться на дорогу, но напоследок решил ещё раз прочесать место обеда. Теперь я уже начал выдирать траву с корнями, прощупывать её, и только потом отбрасывать в сторону. И вдруг (о, счастье!) в очередном пучке травы замечаю что-то черненькое – вот он, замок! Настроение сразу поднялось (как мало надо человеку!), появились силы и желание ехать дальше.
Перед выездом на трассу Теплое-Ефремов меня обогнал мужик пенсионного возраста, да ещё с сигаретой в зубах, да ещё на «Украине», – по этому факту я понял, что сил у меня оставалось мало. Поэтому в Теплом я решил передохнуть и подкрепиться, а также затариться водой. Для этого пришлось ехать в другую сторону от намеченного пути – на северо-запад. Поселок Тёплое находился на стратегическом шоссе, соединяющем трассу М2 с М4, Плавск с Ефремовым. Видимо, поэтому большинство торговых точек ориентировано на автозапчасти. Только в центре я нашел кафе, точнее, забегаловку, и долго ждал, пока подойдет продавец. Взял кружку пива и бутылку воды на вечер, посидел за столиком, потягивая пиво и выжидая время, пока не испарится с тела шоссейный угар. Десять минут – и снова в путь, догонять свой трек, брошенный на произвол судьбы в селе Волово.
По пути я спросил у местного таксиста, как лучше доехать до Архангельского. Ответ меня озадачил: он сказал, что надо ехать почти до самого Ефремова (около 80 км), и только там поворачивать направо. А когда он узнал, что конечная точка моего путешествия – Орел, вообще предложил ехать в противоположную сторону, через Мценск. Ну уж дудки! Пусть сам так катается (всё-таки у автомобилистов мозги устроены иначе, поэтому спрашивать у них дорогу через всякие там брули бесполезно). Я решил пока доехать до своего трека, а там видно будет.
Шоссе на Ефремов оказалось очень приличным: в меру широким, с хорошим асфальтом, и по профилю – не очень горбатое. Во мне опять проснулся азарт гонщика, я перестал смотреть по сторонам, фотографировать – только вперед и вперед. До начала одного из вариантов маршрута – села Доробино я доехал за полтора часа. После преодоления ямы, по которой протекает река Красивая Меча (перепад высот около 60 м), я вкарабкался на возвышенность, где находился поворот на Корсаково. На повороте стояли потрепанные «Жигули» - я спросил у водителя, есть ли дорога на Новосиль. Он мне ответил, что дорога-то есть, только после села Минино (сам он как раз оттуда) асфальт заканчивается, далее – немного щебня, остальное – грунты… Дорога там идет вдоль реки Зуши, и, по всей вероятности, сильно пересеченная. Как назло, у меня не было с собой бумажной карты, а по экрану КПК ни черта не увидишь. Но по-любому, раз я отказался от грунтов, значит, надо искать другие пути. Вторым вариантом дороги на Новосиль был трек через Ситово-Архангельское-Саклаково, но там грунтовых дорог было ещё больше, поэтому оставалось ехать до Архангельского по шоссе. Правда, этот мужик на Жигулях предупредил, что там будет щебенка, но в планах на сегодня – переночевать, не доезжая Архангельского, где-то в районе Красивой Мечи, а там будь что будет. Поэтому я поехал прямо - видимо, подсознательно мне не хотелось съезжать с хорошего и малозагруженного шоссе Трасса Тёплое - Ефремов.
После преодоления очередной ямы у дер. Кадное (я опять пересек Красивую Мечу) силы у меня поубавились, на подъём я карабкался кое-как, а до поворота на Архангельское оставалось еще около 10 километров. Вдруг передо мной остановилась машина, из неё вышел мужик и машет мне рукой. Я сначала не понял, чего он хочет. Оказалось, что это были те самые ребята, у которых я спрашивал дорогу на Языково, еще в начале дня, у поселка Волово. Они меня сразу приметили, очень удивились, что я успел добраться сюда, и стали настойчиво предлагать «прокатиться на шарабане». Я сначала отнекивался, но в конце концов они меня уговорили и запихнули меня с велосипедом на заднее сидение своего «минивэна». Поначалу они меня приняли за прибалта, но когда поняли, что я свой, непременно решили мне помочь, и довезли меня почти до поворота на Архангельское, не взяв с меня ни копейки.
Время приближалось к девяти вечера, поэтому я решил доехать до реки и там где-нибудь упасть на ночевку. Дорога вывела меня к селу Яблонево, и я в третий раз пересек реку Красивая Меча. После моста был съезд к реке – здесь была небольшая запруда, местная ребятня ловила рыбу. Я умылся, смыл соль с лица и пошел дальше вдоль реки в поисках какой-нибудь полянки, но наткнулся на жилой дом. Из калитки выскочила небольшая, но очень злобная собачка и начала на меня заливисто лаять. Я развернулся и поехал обратно на дорогу – собака продолжала меня преследовать, до тех пор, пока я не удалился на приличное расстояние. Что ж, буду искать в другом месте… Сразу за селом вправо уходила заросшая колея – по ней и пошел Панорама реки Красивая Меча, пока не дошел до изгиба дороги, после которого она терялась в траве. Справа была небольшая полянка, окруженная полукругом зарослями ивы и поросшая травой по пояс Место второй ночёвки. В глубине полянки обнаружилось вытоптанное место и свежее кострище – оптимальное место для ночевки. Жаль только – к реке не подойти: заросли кустарников вперемежку с крапивой в человеческий рост – малопроходимое препятствие. С другой стороны – это плюс, значит, и ко мне отсюда никто не подойдет. Костер мне не нужен, а вот палатка нужна, прогноз обещал дожди. Я и в этот раз поступил, как на прошлой ночевке – поставил палатку, вещи затащил внутрь, открыл оба входа, оставив лишь сетку, чтобы не жрали комары, и стал готовить ужин.
Итог второго дня пути: преодолено 153 км, время в пути – 8 ч 53 мин.
Конец первой части, продолжение здесь
|