Продолжение рассказа о велопоходе
Начало читать здесь
12 июля
Утро выдалось просто замечательным.
Панорама Волги и ее притока Юхоти Мы очень удачно поставили палатки
Место второй ночёвки - с первыми же лучами солнца они были освещены, благодаря чему конденсат на тенте быстро высох. Единственным недостатком этой точки было дно реки, покрытое вязким илом.
Берег реки Юхоть Но в наши планы не входили купания: сегодня нам предстояло преодолеть самый протяжённый участок маршрута, благо, грунтовых участков на нём не будет. Как и вчера, мы стартовали в 9 часов. Попрощавшись с утренним Мышкиным,
Вид на Мышкин с правого берега мы выехали опять на Угличское шоссе, пересекли реку Юхоть, и почти сразу повернули направо, на Большое Село.
После технической остановки в близлежащем лесочке мы продолжили путь по шоссе, соединяющему Угличскую трассу с Большим Селом и Ярославлем. Кроме отвратительного качества дорожного полотна, оно ничем не отличалась от других дорог, разве что иногда попадались интересные объекты в виде бань
Банный комплекс вдоль дороги или речушек
Река Койка - правый приток Юхоти со странными названиями. В селе Новое мы сделали передышку, совмещённую с перекусом - здесь находилась пара магазинов.
Магазин в селе Новом Также имелась церковь Троицы, окутанная строительными лесами. Справа подходила основная дорога из Углича, которая существенно добавила трафика на эту неширокую дорогу. Перекусив, мы поехали дальше, но ехать пришлось намного осторожнее - машины летели сломя голову; особенно доставали фуры, проносящиеся буквально впритирку к велосипеду. Плюсом было то, что покрытие дороги здесь было на порядок лучше, поэтому можно было держать минимальную скорость в 20 км/ч.
Большое Село действительно большое. Здесь есть два храма: один справа, за рекой (всё та же Юхоть) - мы туда не поехали - далеко показалось, зато второй - гораздо ближе, по левой стороне дороги. Это была Церковь Параскевы Пятницы
Фрагмент фасада церкви - действующая; там, по всей видимости, идёт служба, ведь сегодня праздник святых апостолов Петра и Павла. Рядом с церковью - кладбище, и, что меня удивило, тут же стоят жилые дома...
Дом рядом с кладбищем В Большом Селе была важная для нас развилка. По последнему плану мы собирались посетить город Тутаев, поэтому здесь нам надо было сворачивать с главной дороги влево, в направлении на Рыбинск. И это было весьма кстати, т.к. трафик по этому шоссе был гораздо спокойнее.
Следующим опорным пунктом нашего маршрута была ж/д станция Лом, до которой ещё 25 километров. Но не доезжая Лома, нам попался дорожный знак с указанием на Благовещенье и какой-то географический центр.
Поворот на село Благовещенье Было любопытно посмотреть, что это такое, и мы свернули с основной дороги. Через 500 метров мы попали в это село, в центре которого находилась церковь Благовещенья Пресвятой Богородицы (отсюда, видимо, и название села) и рядом с церковью - старинное кладбище.
Старинное кладбище при церкви Чуть подальше было капитальное двухэтажное здание школьного типа. Какого-то географического объекта обнаружить не удалось (как я потом догадался, это просто точка на карте, равноудалённая от границ области), дальше церкви мы не поехали, погуляли по кладбищу, развернулись и поехали обратно на основное шоссе.
Не доезжая станции со странным названием Лом, мы проехали деревню с ещё более странным именем - Ломки. Но потом стало понятно и это название: здесь вся обочина заросла гигантским борщевиком, от которого, по-видимому, у местного населения и происходят ежедневные ломки...
Железнодорожный переезд у станции Лом не оборудован шлагбаумом: просто дорожный знак и "двуглазый" светофор. Линия одноколейная, неэлектрофицированная. За переездом обнаружился магазин, где мы решили сделать что-то вроде обеда. У меня он состоял из пакета кефира и печенья. 20 минут - и снова в путь. До трассы Рыбинск-Ярославль оставалось около 10 километров.
Единственной достопримечательностью Рыбинского шоссе был каменный медведь,
Символ Ярославля - медведь символ Ярославля. Мы остановились на пару минут, чтобы сфотографироваться, и поехали дальше. Трасса в очень хорошем состоянии, местами было видно, что асфальт недавно уложен. Но большой поток машин сводили этот положительный факт к нулю. Здесь дорога была более горбатая, а на подъезде к Тутаеву - так вообще сплошные тягуны. Я порядком выдохся и еле-еле тащился за постоянно удаляющимся от меня Виктором. Да ещё жара добивала... Наконец, доехали до Тутаева и повернули на светофоре налево. Юго-западная часть города интереса не представляла, а вот ближе к Волге появились старинные дома, музей и главный храм города - собор Воскресения Христова (см.врезку). Фронтоны церкви были расписаны библейскими
Библейские сюжеты сюжетами,
Библейские сюжеты а колокольный звон поражал своей "густотой". За храмом находится лестничный спуск к реке,
Спуск к пляжу к пляжу. Мы не стали туда спускаться (с велосипедами!), а вернулись обратно и поехали искать святой источник, чтобы набрать воды на вечер. Родник находился в стороне от храма, оформленный в виде беседки,
Святой источник в Тутаеве внутри которой, по-видимому, есть купель. Мы же заполнили все ёмкости ледяной водой и поехали осматривать ещё одну церковь, которая находилась на этом берегу. Благовещенская церковь была гораздо скромнее первого храма, и, скорей всего, была закрыта. Привлекла внимание звонница,
Звонница при Благовещенской церкви расположенная у
Большой колокол ограды. На этом основные памятники архитектуры Борисоглебской стороны закончились. Теперь нам осталось переправиться на другой берег, осмотреть Романовскую сторону города и найти место ночёвки.
Короткий, но крутой спуск по Донской улице к реке, ещё 300 метров по набережной, и мы без остановки влетаем на паром, который уже собирался отчаливать. Здесь - не как в Мышкине: билеты надо покупать на берегу. Для нас сделали исключение и подождали несколько минут, пока мы сбегаем в кассу. Река в Тутаеве ýже, чем в Мышкине - всего лишь 7 минут потребовалось, чтобы перебраться на левый берег. Эта часть города более старая. Здесь нет многоэтажных домов, зато много церквей, часть которых было видно ещё с правого берега. Но чтобы до них добраться, надо было преодолеть крутой и разбитый в хлам подъём. Пришлось включать самую малую передачу.
Романовская сторона как будто специально была нарезана глубокими оврагами, спускающимися к Волге. Через один из таких оврагов был перекинут мостик,
Итальянский мостик в миру названном итальянским, судя по его конструкции. За мостиком находился парк и две церкви - Крестовоздвиженский собор и Воскресенская церковь (см.врезку). После осмотра и фотографирования мы отправились на другой конец города, где также могли лицезреть несколько храмов. Кроме церквей, также попадались и другие интересные объекты, как, например, вот такой симпатичный домик.
Дом с резными наличниками Под конец мы также посетили пару магазинов, чтобы пополнить запас продуктов на вечер и утро. По ходу узнали, где можно заночевать - местные ребята оказались вполне добродушными и словоохотливыми. Их советы сводились к некоему Красному Бору, до которого, по разным оценкам, было от двух до шести километров. И, хотя туда нам пришлось ехать в обратную сторону, мы поехали.
Красный Бор - это, как оказалось, вовсе не лесной массив, а населённый пункт. До него на самом деле было 6 километров. По рассказам местных жителей, и ориентируясь по GPSу, мы доехали до берега Волги
Левый берег Волги у Красного Бора - сначала по асфальту, затем финишный кусочек - по грунтово-песчаной дороге. Правда, место не было слишком привлекательным для ночёвки: береговая линия была слишком сырая, а полоска берега до леса была неровной, покатой и сильно заросшей травой. Но искать новое, более ровное место было уже невмоготу, поэтому нашли более-менее пологое местечко и там поставили наши палатки. Купаться тоже не пришлось из-за илистого дна и вязкого берега (я еле-еле шлёпанцы вытащил, пока мыл овощи). Одно радовало: берег был пустынным.
Перед заходом солнца
За сегодняшний день я прилично обгорел, и теперь кожа побаливала и немного знобило. Всё-таки надо было брать футболку с длинными рукавами... Пришлось пожертвовать несколькими ломтиками огурца, приложив их к обожжённым местам. Вроде немного помогло. Также помогла (морально, конечно) банка холодного пива и припасённая в Мышкине рыба. Поужинали, поболтали о том - о сём, и, как стемнело, легли спать.
Итог третьего дня пути: преодолено 105 км, время в пути – 10 ч 50 мин.
13 июля
Всю ночь светила полная луна. Под утро я проснулся и не узнал вчерашнего места - всё утонуло в тумане.
Утренний туман над рекой Даже корабли, казалось, плыли не по воде, а по облакам
“Летучий Голландец ” - сюрреализм какой-то! Подивившись, лёг досыпать. Как и предыдущие два дня, встал по будильнику в 7:00. Наверное, из-за травы вся внутренняя поверхность тента была покрыта обильным конценсатом. В этот раз солнце нам загораживали два больших дерева, поэтому, как только солнце поднялось выше, я выложил тент на освещённой стороне. Под жаркими лучами от него повалил пар.
Просушка тента Пока тент сох, мы завтракали и потихоньку собирались в дорогу. Ехать ещё неблизко, но ещё Ярославль надо посмотреть, и на электричку успеть. А тем временем, спокойно и величаво, по реке шли корабли и баржи.
Типичный Волжский пейзаж
Как и в прошедшие дни, мы отчалили от стоянки ровно в 9:00. Теперь уже знакомой дорогой мы выбрались на шоссе, доехали до Тутаева, опять в том же магазине купили на перекус, после чего прямиком отправились в сторону Ярославля. Шоссе, за исключением небольших участков с горбатым асфальтом, в целом было довольно хорошего качества. Машин было немного, но из-за узости приходилось ехать в один ряд, когда приближалась машина. Профиль дороги тоже в целом был довольно ровный, но ближе к Ярославлю пришлось пересекать несколько речек, и, либо лететь со скоростью 40-45 км/ч к реке, либо ползти по тягуну вверх.
Мы так бы и доехали до славного города Ярославль, если бы на дороге не появился указатель на село Фёдоровское, поскольку там находилась ещё одна неизученная церковь. Полкилометра погоды не сделают, поэтому мы поворачиваем направо. Как оказалось, церковь Смоленской иконы Божией Матери оказалась действующей, хотя и довольно потрёпанной временем (см.врезку). Вначале мы, как всегда, решили ограничиться внешним осмотром и фотографированием, ведь в храм Божий в нашем затрапезном виде заходить как-то неприлично. Но местная прихожанка (скорее всего, прислуживающая в церкви) стала зазывать нас войти внутрь, несмотря на наш внешний вид, благо сейчас нет службы и церковь была пуста. Оставив велосипеды у ворот, мы с Виктором вошли в храм, где небольшую экскурсию провела нам всё та же женщина. Как оказалось, эта церковь существует с 1760 года и не разу не закрывалась! Потихоньку её восстанавливают, но до золота и блеска ещё далеко. Красивые росписи на стенах во многих местах отслоились и осыпались, штукатурка тоже облетела. Женщина говорила с заметным "оканьем", что придавало дополнительный колорит церковной обстановке. И, хотя время сейчас играло против нас, мы не торопились уходить. Правда, фотографировать внутри мы не имели благословления батюшки, и женщина нас немного пожурила, но тут же простила...
До Ярославля оставалось несколько километров. Вот мы влились в трассу М8 "Холмогоры", вот пересекли по бесконечно длинному мосту
Ярославль. Юбилейный мост Волгу, и, развернувшись на развязке, помчались в центр города. По пути остановились у интересной скульптуры городового,
Скульптура городового стоящей на пересечении проспекта Ленина и проспекта Октября. На Красной площади, как и положено, стоял памятник Ленину,
Памятник Ленину на Красной площади а около него почему-то танцевали кришноиты... Тут же были несколько палаток с фаст-фудом, и мы решили немного перекусить, чтобы потом не отвлекаться от осмотра города. К сожалению, времени оставалось уже недостаточно, чтобы осмотреть все достопримечательности, поэтому мы ограничились только центром: это пристань на Волге, парк на стрелке, Успенский кафедральный собор, Демидовский сквер
Памятник Демидову и центральная площадь Волкова - со зданием администрации и Ильинской церковью. Завершили осмотр у филармонии
Памятник Собинову рядом с филармонией имени Собинова, и, спросив у прохожих прямой путь на вокзал, стали пробираться к конечной точке маршрута. Как оказалось, найти Ярославль-главный было очень просто: улица Свободы шла прямиком туда, и линия троллейбуса не позволяла заблудиться.
Мы с достаточно большим запасом времени подъехали к вокзалу. Виктор пошёл на разведку насчёт билетов, потом мы по очереди сходили в сортир и, съев по мороженому (по-прежнему стояла жара), выдвинулись к электричке. Для этого нам пришлось пройти через вокзал, спуститься и подняться по подземному переходу и доехать до состава. Хорошо, что платформы были высокими - мы без труда закатили велики в тамбуры. Предстояло четыре долгих часа томиться в вагоне до Александрова, а потом - ещё 2 часа - до Москвы...
Итог четвертого дня пути: преодолено 85 км, время в пути – 4 ч 52 мин.
* В километраж первого и четвертого дня включен путь по Москве - от вокзала до вокзала
|