Иллюстрированный рассказ о велопоходе
Предисловие
Идея этого похода целиком принадлежит Виктору Савину. Он давно предлагал мне прокатиться по Золотому Кольцу. Первоначально Виктор планировал осуществить этот поход на майские, но срок постоянно передвигался, а тут еще неустойчивая погода в июне... Дата старта определилась буквально за три-четыре дня, когда прогнозы стали более удовлетворительными. Маршрут также постоянно корректировался - здесь инициатива целиком шла от Виктора, я лишь предложил добавить один день и сделать начало не в Ярославле, а в Ростове. Тем самым более сложные в прохождении участки приходились на первые два дня.
10 июля
Этот велопоход у меня начался в 0:30 ночи 10 июля. Проблема была в том, что мне надо было успеть на электричку до Александрова, которая отправлялась от Ярославского вокзала в 5:10. Первоначально был план с промежуточной ночевкой где-нибудь после Сергиевого Посада, но потом я решил, что лучше я 2 часа просижу на вокзале, чем буду в ночи искать место в незнакомом районе.
Итак, я прибыл на платформу ЗИЛ в 1:45 на последней электричке, и потихоньку начал путь к вокзалу. Торопиться было совершенно некуда. Я выбрал маршрут по набережным Москва-реки до Бульварного кольца, потом по бульварам до Садового кольца и, наконец, по Каланчевской улице до Ярославского вокзала. Никогда до этого я не ездил по ночной Москве! Несмотря на глухую ночь, столица не спала: по улицам проносились автомобили, работали рестораны, молодежь прогуливалась - кто пешком, кто на велосипеде; рыбаки что-то пытались выловить в чёрной воде... А в центре так и подавно кипела работа: ремонтники меняли контактные провода троллейбусной линии; грузовики подвозили песок, щебень - отсыпали тротуары, ставили бордюры... Пару раз я останавливался, чтобы сделать фото, водрузив фотоаппарат на каменные столбики
набережной
Ночная Москва и рискуя уронить его в реку... Скорость старался держать 10-12 км/ч. С такой скоростью на Ярославский вокзал я прибыл в 3:10, ровно за два часа до электрички.
Сорок минут я ехал в одиночестве. Виктор подсел в мой вагон в Пушкино. Ехать стало веселее, и я не заметил, как мы доехали до Александрова. Там нужно было пересаживаться на другую электричку - до Ростова. Запас времени составлял 45 минут, в течение которого мы успели перекусить и посетить туалет.
Электричка на Ростов отправлялась от северной части платформы (в сторону Ярославля платформы низкие), и представляла собой состав из 4-х вагонов, но с широкими тамбурами. По этой линии нет ж/д касс, билеты продаются прямо в вагонах. Проводница нас попросила, чтобы мы покомпактней разместили свои велосипеды, для чего я снял переднее колесо, избежав тем самым необходимость оплаты провоза велосипеда. Без переднего колеса - это уже не велосипед, а груда металлолома, вес которого входит в ручную кладь.
По прогнозу сегодня ночью и утром должен быть дождь, но в Александрове светило солнце, и редкие облака плыли по небу. Но по мере приближения к Ростову облачность увеличивалась, пока не обложила весь небосвод, и начался дождь. Видимо, прогноз не очень точно определил время прохождения холодного фронта, и теперь мы стали заложниками этой неточности.
В Ростов поезд прибыл в 10:30. Дождь не прекращался, но его сила несколько ослабла. Всё равно деваться некуда: надо было ехать. Облачившись в куртки (кроме всего прочего, еще сильно похолодало - до 10-12°С), мы начали свой маршрут, отправившись для начала к Богоявленскому женскому монастырю. Сей монастырь находился северо-востоке города, на берегу озера Неро. Город был пустынным, и монастырь казался заброшенным,
Внутри монастыря но это на первый взгляд. Пофотографировали и поехали к центру, по пути осматривая другие храмы и церкви (см.врезку справа).
В центре города располагается Кремль, вокруг которого имелось ещё несколько храмов и старинных зданий. Мы вначале свернули на набережную и выехали в городской парк.
Вид на озеро Неро из городского парка Шикарная панорама озера нивелировалась низкими тучами и дождем, но всё равно впечатляла своими размерами. Отсюда открывался хороший вид на Спасо-Яковлевский монастырь,
Вид на Спасо-Яковлевский монастырь куда мы тоже будем заезжать. А пока по гравийной улице мы обогнули Кремль с юга и выехали к нему с "парадного входа", со стороны автотрассы.
Перед посещением Кремля я предложил Виктору перекусить. Чебурек, запитый стаканчиком кофе в Александрове, давно уже растворился в животе, да ещё недосып давал знать о себе (на самом деле мне удалось подремать всего час). Поиски нормального кафе ограничились палаткой с пирожками и напитками. Быстренько перекусив, мы, уже сильно отсыревшие, направились во внутренний двор Кремля.
Панорама Ростовского Кремля Пройдя от Успенского собора мимо звонницы,
Звонница Ростовского Кремля мы через переход попали на главный двор, где, во-первых, нас обилетили, а во-вторых, запретили гулять даже пешком с велосипедами. Пришлось поставить их в нишу стены, утешая себя тем, что хотя бы тут они не будут мокнуть.
Дворик был маленький,
На территории Кремля мы быстро его обошли, и даже вышли через стену к митрополичьему саду,
Для съемок использовались любые крыши и своды, лишь бы не капало где смогли лицезреть (и фотографировать) церковь Григория Богослова. Потом мы вернулись к велосипедам и обратным ходом (охранник попросил нас воздержаться от прохода через главный вход) вышли из Кремля и поехали к Спасо-Яковлевскому монастырю. Он так же, как и Богоявленский монастырь, находился на берегу Неро, но по другую сторону от Кремля. Здесь посетителей было гораздо меньше (наверное, по причине плохой погоды). Многие дорожки были перекрыты табличками с запретом прохода - чтобы не нарушать покой монахов. Здесь мы тоже долго не задерживались, сделали несколько снимков (с риском замочить фототехнику), после чего направились к выезду из города. В итоге мы потратили на Ростов 2 ч 45 минут и проехали по нему 15 км.
От Ростова до Углича можно доехать по хорошему шоссе, идущему через Борисоглебск. Но мы лёгких путей не ищем, и едем по тупиковому Савинскому шоссе. По этой дороге находился ещё один значимый объект - Троице-Сергиев Варницкий монастырь. Здесь родился преподобный Сергий Радонежский, день обретения мощей которого отмечается 18 июля, т.е. через неделю. Конечно, мы заехали
В Варницком монастыре и в этот монастырь. Здесь также посетителей не наблюдалось, кроме двух женщин.
Чем дальше мы удалялись от Ростова, тем хуже становилась дорога. Асфальт изобиловал трещинами и выбоинами, заплатка лежала на заплатке. Дождь то прекращался, то вновь усиливался, хотя небо немного посветлело. Зато машин на дороге было крайне мало - ехать особо некуда. Вот и мы, миновав мост через реку Устье,
Пересекаем реку Устье попали в село Савинское, где дорога благополучно закончилась. Теперь нам предстояло в условиях сырой погоды и, как следствие, распутицы форсировать грунты - вначале до села Яковцево, и следом - до шоссе Борисоглебск - Вощажниково. Убедившись в правильности выбранного пути, мы двинулись вперед, в лужи и грязь. (к нашей радости, дождь к этому времени практически прекратился)
На самом деле, "не так страшен ч@@т, как его малюют" - просёлок, хоть и был покрыт лужами, в основном был песчаным,
Просёлочная дорога Савинское-Яковцево поэтому грязь на колеса не липла. Требовалась только повышенная координация, чтобы нечаянно не свалиться с велика, если колесо пойдёт юзом. После Бекренево дорога вообще улучшилась, поскольку это была уже специально отсыпанная дорога, соединяющая деревню с дорогой. На эту самую дорогу мы выехали около села Яковцево
Выбрались на асфальт у села Яковцево - шоссе шло с Борисоглебска и уходило куда-то на север, но нам туда не нужно. Поэтому, проехав километр по асфальту и подкрепившись в сельском магазине "чем Бог послал", мы, покинув асфальт, опять углубились в "дебри".
Поначалу и здесь дорога была вполне сносная, но после мостика через реку Утьма пошла глина, усугубленная глубокой колеей,
Ох, уж эта глина! залитой водой. Пришлось спешиваться, хотя и это не спасло от налипания глины. Виктору было немного проще, т.к. у него были дисковые тормоза, а мои сразу встали - пришлось останавливаться и вычищать жирную глину из ви-брейков и из-под крыльев. Только когда мы вышли на верх, на поле,
Наконец вылезли из глины. Полевая дорога у д.Бурмакино этот кошмар прекратился, и можно было ехать. И погода улучшалась: сквозь пелену серых облаков стали появляться голубые проблески чистого неба, и становилось теплее.
Вот мы еще раз форсировали реку Могза, переехав по мосту на ее правый берег. Дорога здесь тоже была насыпная, но качество покрытия похуже, да ещё и в горку. И так до шоссе Борисоглебск-Вощажниково. Там уже был хороший асфальт и небольшие перепады высот, поскольку дорога шла вдоль реки. Ночёвку мы наметили в селе Неверково, т.к. по моим разведданным, там был нормальный родник. Туда мы прибыли в семь вечера. Родник
Родник на окраине села Неверково нашли почти сразу, но местность вокруг родника не очень годилась для стоянки. Пока ещё был запас времени, мы проехали дальше от села, но и там удобных мест для ночлега не было. Тогда мы решили, что вода важнее, и вернулись опять к роднику, поставив палатки за кустами,
Наша первая ночёвка отделяющими нас от тропинки к роднику. Поставив палатки, принялись за приготовление ужина.
Доедаю остатки салатаВиктор провёл испытания дровяной мини-печки.
Дровяная мини-печка соревнуется с газовой Она не уступила в соревновании газовой горелке по времени приготовления, и притом была неприхотлива в топливе. Правда, вес всё-таки мне показался завышенным. Зато не надо думать о газе.
Тем временем начала сказываться усталость и, особенно, недосып прошлой ночью. Поэтому сразу после ужина я забаррикадировался в палатке и тут же вырубился.
Итог первого дня пути: преодолено 81,5 км, время в пути – 7 ч 35 мин.
11 июля
Мы с Виктором заранее условились, что подъём у нас будет в 7:00, чтобы в 9:00 быть готовыми выйти на маршрут. Несмотря на не очень ровную поверхность, я нормально выспался, сходил с утра на родник. Мы спокойно позавтракали и ровно в девять вышли на дорогу.
Погода с утра была не в пример вчерашней: светило солнце, облаков было мало, но воздух еще не очень хорошо прогрелся - в затененных местах было заметно холоднее, чем на открытых, поэтому пришлось надеть флиску. По правде говоря, я рассчитывал на хороший асфальт после Неверково (опять переоценка знаний, полученных из карт). Однако после поворота на Щукино асфальт сменился "улучшенной грунтовкой", представляющей собой отсыпанную толщиной в метр полосу,
Дорога на Щукино покрытую песком вперемешку с щебнем. Только благодаря такой отсыпке здесь можно было проехать, ведь вокруг были сплошные болота... А дальше были ещё более глухие места, полузаброшенные деревеньки, и что там с дорогами - одному Богу известно.
У деревни Буйкино даже эта плохонькая дорога закончилась. Стали чесать репу, в какую сторону ехать - куда ни глянь, везде хляби и брули. Решили поехать влево, и поначалу дорога была вполне сносной. Но чем дальше мы по ней ехали, тем всё больше она забирала правее, а нам туда не надо. Тогда мы решили вернуться немного назад, туда, где мы проскочили малозаметный перекресток полевых дорог, и повернули влево. Вот теперь наше направление стало совпадать с запланированным, хотя дорога была намного хуже - она шла через лес, местами была заболочена (в одном месте была уложена гать из бревен) - короче, большую часть пути пришлось идти пешком. Только у Щукино
Щукинские луга опять появилась насыпная дорога, а у Волыново - даже асфальт, только он шёл в обратную сторону - на север, а нам надо было на юг.
Запланированное посещение села Николо-Молокша пришлось отложить, т.к. по разговору с лесорубами Виктор понял, что нам не переправиться через Молокшу.
Река Молокша у Волыново Из-за этого нам и пришлось сделать этот (не очень большой) крюк до Волыново.
В селе
Село Волыново местный дедок подробно объяснил нам, как проехать на Клементьево, откуда начиналась хорошая дорога на Углич, и ещё раз подтвердил наши опасения насчет Николо-Молокши. Но, чтобы доехать до этой хорошей дороги, нам ещё долго пришлось выписывать кренделя по заброшенной колее
Грунтовка, соединяющая Волыново со Спасским среди борщевика, лавировать между луж на "улучшенной грунтовой", чтобы выбраться на более-менее сносную дорогу, ведущую в село Клементьево. В начале села мы увидели магазин, и, поскольку солнце уже перевалило полдень, мы решили тут отдохнуть и пообедать. Ассортимент магазина был небогат, но самые необходимые продукты были. Порадовала докторская колбаса и холодное пиво. Хлеб еще не подвезли, поэтому я купил хлебцы и шоколадку на дорогу. После небольшого отдыха
Обеденный перерыв у магазина с.Клементьево завершили трапезу мороженным и не спеша тронулись в дальнейший путь.
На выезде из села я заметил слева от дороги, в овражке, беседку
Святой источник в с.Клементьево с православным крестом на макушке - там находился родник. Я попросил Виктора тормознуться, чтобы набрать холодной и чистой воды, а ту воду, что мне налили из колодца в Волыново, я вылил.
От Клементьево началась вполне пристойная дорога с хорошим асфальтом и практически нулевым потоком машин. Дорога шла через огромный лесной массив, и ни одного населенного пункта на двадцать километров пути. Первым селом на шоссе было Дивная Гора, с красивой, утопающей в зелени (из-за чего мы ее с трудом обнаружили) церковью Живоначальной Троицы (см.врезку). Едем дальше. Лес сменился на луга и поля, и вдруг перед нами - город Углич. Я не оговорился: город начался внезапно и сразу, безо всяких пригородов и плавных переходов. По крайней мере, мне так показалось. На въезде решили остановиться, чтобы определить план действий.
Поскольку времени было уже 3 часа дня, а по плану нам надо сегодня доехать до Мышкина, решили долго не путешествовать по городу, но тем не менее посмотреть основные достопримечательности. По маршруту это были: Богоявленский собор,
Богоявленский собор в Угличе Воскресенский мужской монастырь; прямо на берегу Волги, напротив монастыря - церковь Рождества Иоанна Предтечи (см.врезку). От церкви был хороший вид на Угличскую ГЭС,
Угличская ГЭСна Волгу и её набережную.
Набережная Волги в Угличе Далее по Спасской улице доехали до Угличского Кремля, отделенного от города рвом с переброшенным через него мостом.
Мост через ров, ведущий в Кремль Кремль расположен на полуострове, и, если бы ров был заполнен водой (а в старину, наверное, так и было), то это был бы настоящий остров.
Территория Кремля - крошечная по современным меркам; мы быстро проехали его по кругу, посмотрели еще на первый трактор
Первый трактор Харьковского Тракторного завода и выехали с территории по тому же мосту. Жара тем временем усиливалась, больше хотелось пить и меньше - осматривать достопримечательности. Поэтому, купив воды и мороженого, решили уже больше ничего не смотреть и ехать напрямую в Мышкин. Но в одном месте я все же попросил Виктора сделать остановку и сфотографировать ещё один памятник города - пожарную каланчу,
Пожарная каланча в Угличе которая теперь уже утратила свою прямую функцию, но осталась стоять, как памятник.
Вот мы проехали очень важную развилку, повернув налево (вправо дорога пошла на Ярославль) и погнали по качественному, но немного узкому шоссе прямиком в Мышкин. Лично меня порадовали чистые обочины, что редко встретишь в Подмосковье, где практически все обочины таких крупных дорог замусорены беспредельно. Слева от нас иногда проблескивала Волга, но в основном дорога была окружена сосновыми и березовыми лесами. Ехали практически без остановок, и через два часа прибыли на Мышкинскую переправу.
На паром мы опоздали, и, чтобы провести 50 минут с пользой, я предложил Виктору разведать место будущей ночёвки. При изучении карт этого района мне понравилась небольшая рощица на слиянии Волги и Юхоти, и мы отправились туда. Сразу от автобусной остановки начиналась лесная дорога, которая шла вверх по течению Юхоти. Вдоль берега расположились рыбаки, но мест для стоянки было много, и мы решили после посещения Мышкина вернуться сюда на ночевку.
Паромная переправа
Мышкинская переправа - это своеобразная достопримечательность города, но горожане, видимо, привыкли к ежедневной процедуре переправы, ведь на этом участке Волги нет мостов - только в Угличе и Рыбинске. Для нас с Виктором это было в новинку, и мы с интересом наблюдали за действиями команды баржи. Пятнадцать минут - и мы уже на другой стороне Волги;
Великая русская река - Волга первыми выходят пассажиры, следом за людьми - машины. Для людей переправа бесплатная, правда, с нас билетерша взяла по 10 рублей...
На осмотр Мышкина у нас был ровно час, так как последний паром уходил в 21:00. Но благодаря тому, что городок маленький, и главных архитектурных достопримечательностей всего две (Успенский собор и Никольская церковь), мы объехали его гораздо быстрее. Хотя весь город - как окно в историю. Каждая улица интересна сама по себе. Много старинных домов - как купеческих,
Дом купца Чистова в Мышкине дворянских, так и домов обычных
Дом на ул.Никольской жителей. Многие фасады украшены резными наличниками,
На многих домах - красивые резные наличники но главное - нет (или они просто не бросаются в глаза) портящего вид новодела, новостроек или каких-нибудь безликих пятиэтажек. Попадались и вот такие жилища,
Баркас на пенсии но это, скорее, исключение из правила. В общем, красивый и тихий старинный (12 века) городок, где просто приятно находиться, бродить по спокойным улочкам
Улицы Мышкина и любоваться на волжские просторы...
Вид с набережной на Волгу и ее приток Юхоть
Кроме созерцания окрестностей, мы также посетили рыбный рынок
Свеже-копченая рыба - в изобилии (он находится прямо у речного вокзала) - купили копчёной рыбы, а в продуктовом магазине - другую еду и 5-литровую бутыль воды. К причалу подъехали, когда паром
Наш буксир уже пришвартовался и началась выгрузка автомашин. Их было очень много - практически весь паром был забит легковыми машинами. Зато в обратную сторону практически никто не ехал - 2-3 машины и один мотоциклист. Пока переправлялись обратно, я с интересом наблюдал, как будут расходиться два судна - наша баржа и круизный теплоход,
Встреча с пассажирским теплоходом который приближался к нам с пугающей быстротой. Но всё обошлось благополучно; мы высадились и направились на ночёвку по уже знакомой дороге. Палатки решили поставить прямо на берегу - плотный песок как нельзя лучше подходил для "пола". Тем временем рыбаков на берегу и на реке
Рыбаки на промысле прибавилось. Только нам рыбалка была "до лампочки" - несколько копчёных рыбин уже лежали в наших велорюкзаках. Чтобы рыба не успела испортиться, ряпушку (поскольку она была более нежная и в дороге могла растрястись в кашу) я решил съесть сегодня, а терпуга, с более плотной шкурой, оставить на завтрашний вечер. А сегодняшний день подходил к концу, солнце скрылось за городом, по реке пополз туман.
Вечер на Волге Рыба с пивом пошла "на ура" - я с удовольствием умял две рыбины, и довершил ужин супом.
Итог второго дня пути: преодолено 105 км, время в пути – 7 ч 18 мин.
Конец первой части, продолжение
здесь
* В километраж первого и четвертого дня включен путь по Москве - от вокзала до вокзала
|